Автор: Алекс Шнитман
Сначала хочу сделать одну поправку — деньги на колели уходят не из ВВП, а из государственной казны, которая состоит из налогов, снимающихся с ВВП — гораздо меньшая сумма. Тоже, конечно, не маленькая, но расходов разных много, и как видишь, на культуру, науку и спорт для остальных 90% населения остаётся меньше, чем на колели.

А взять и закрыть в один день все колели никто, я думаю, серьёзно не предлагает — это всё равно что предложить посадить всех арабов на грузовики и вывалить в Иордании; есть такие, которым такая идея может понравиться, но практически её выполнить никто (я надеюсь) не собирается. Я вообще считаю, что колели не надо закрывать в принципе — если есть люди, которые хотят в них учиться, то у них полное право это делать. То, что я хотел бы увидеть, — это конец финансовой модели, в которой целая община идеологически отказывается себя прокармливать и получает непропорциональные дотации от государства, чтобы позволить своим членам не работать, и возвращение модели, которая существовала в еврейских общинах все столетия до появления Израиля и кормящего светского сектора в нём: кто-то работает, кто-то учится, но в общем община тянет лямку как все, или, по крайней мере, пытается… Какое-то движение в эту сторону есть, но вообще ситуация мне напоминает богатые нефтью арабские страны: всё время, что доллары качаются из под земли без особого усилия, развитие идёт нехотя, сильно отстаёт и не достигает своего потенциала.

Насчёт конкуренции: у меня сейчас куча конкурентов из Тель Авива, Холона, Кфар Сабы и Герцлии; почему ситуация должна кардинально измениться, если у меня будут ещё и конкуренты из Бней Брака? Напротив, пускай приходят, вместе будет веселее. У меня был на первой моей работе начальник хареди (оле из США с родным английским и хорошим образованием кстати), очень толковый человек, и мне было замечательно с ним работать. Должен сказать, конечно, что если я прийду в колель, то надену кипу и не приведу жену в шортах, и также если он прийдёт в нашу фирму, он увидит, что женщины сидят в одной комнате с мужчинами, мужчины не диктуют женщинам, что одевать, и в кухне каждый кушает то, что ему нравится, если оно не слишком воняет и если он за собой убирает. Если такие правила ему подходят, то “барух ха-ба”. Он может также открыть свою фирму и сформулировать для неё любые свои правила.

Вообще я считаю, что пора заканчивать с двухполярным мировоззрением, которое делит мир на “мы” и “они”, “свои” и “чужие”, “если они выигрывают, то мы проигрываем” и “если они проигрывают, то мы выигрываем” — мировоззрение, которое веками формировало отношение евреев к остальному миру, предотвращая какой-либо значительный диалог с остальным миром и зарабатывая нам массу ненависти. Это мировоззрение продолжает управлять нашими отношениями с арабами / палестинцами, и теперь возрождается снова в отношениях харедим-хилоним — и посмотри, опять никакого диалога и масса ненависти. Хотелось бы, чтобы мы перестали бояться друг друга, и согласились, что мы тут вместе, и у нас общие цели, поэтому успех одного из нас не должен угрожать другому, а наоборот, усиливать его.

То, что ты не ввёл в эту дискуссию религиозную идеологию, это очень хорошо, т.к. в отличии от неоспоримых финансовых цифр, религиозная идеология вещь спорная и не принимается большой частью населения. И она вполне в своём праве не принимать эту религиозную идеологию. Поэтому идеология на неё не распостраняется, и не релевантна к этой дискуссии. К другой дискуссии может быть и релевантна, и конечно, продолжать я буду с большим удовольствием.