Автор: Пинхас Перлов
Привет, Саша!
Перед тем, как отвечать на твой вопрос в последнем письме, как можно и что это значит – “сидеть сложа руки и не спасать нееврея в субботу из-за его пятой графы”, хочу сначала заострить этот вопрос до предела. (Это всегда хорошо и нужно делать перед тем, как искать ответ). Итак, перед нами ситуация: двое в пустыне, еврей-врач с инструментами и лекарствами и нееврей – “хасид умот а-олам”, спасавший евреев во время Катастрофы, и среди прочих евреев спасший, рискуя своей жизнью и своими детьми, также и этого врача с его детьми. И никто ничего не узнает, никакого повода бояться, что неевреи узнают и будут мстить, так что не годится патент рава Овадьи… Что же делать? “Спасать нельзя бросить умирать” – где тут поставить запятую?
А теперь, перед тем, как искать ответ на твой вопрос, надо признать правду, напрячь воображение и постараться проникнуться в полной мере всем ужасом этой ситуации, этой потрясающей трагедии, и сопоставить ее со всеми истинами и всеми ценностями иудаизма. И с этим потрясением войти в особое душевное состояние “поиска истины”, внушая прежде всего себе, что “истина мне дороже всего на свете, и я готов потрудиться, чтобы добыть ее, и не ищу легких путей”. Состояние, мне (на моем уровне, конечно) в общем знакомое. Решить для себя, что мне нужно и чего я ищу: легких путей или истину?
А легких путей здесь два. Первый – отвергнуть иудаизм; дела здесь на полминуты, никаких трудов не надо вовсе, – и бодро шагаешь дальше; безответственный и тривиальный легкий путь (хотя здесь многое индивидуально и не все так просто, и не всегда за полминуты). Но в целом – “Где не трудился и нашел – не верь тому” – старый известный еврейский принцип.
А другой ложный легкий путь, немногим похитрее – подобрать какое-нибудь скорое, неглубокое, лежащее недалеко от фонаря объяснение в рамках иудаизма или (и мне кажется, что так поступит большинство) просто сказать, как тот командир из анекдота: “Так надо!” И все дела! Но так не надо; это профанация, и так не ищут истину.
А когда серьезно потрудишься и найдешь ее, драгоценную и долгожданную, – надо подобрать слова и выстроить ответ, по возможности простой, логичный и ясный себе и другим. И душа радуется; она инстинктом чует и унюхивает, что это – ответ. У меня есть опыт; за тридцать с лишним лет моих духовных поисков такое случалось не раз.
Так что, дорогой, придется кцат подождать. Вопрос твой великолепный, четко и красиво сформулирован, как и дальше там про негров, как и вообще все, что ты пишешь. Да и вообще все, что ты пишешь, – святая правда, но только в самом начале процесса поиска истины. А его ведь надо продолжать, а не бросать и поскорее делать выводы… чтобы не выходило по известной формуле:
חוזר בשאלה – כי לא רוצה תשובה
То есть: “Оставляет веру из-за вопросов — так как не хочет ответов”.
Предвижу твой вопрос: “Что это за поиск истины такой – заранее предполагая, что иудаизм прав?” Так ведь напротив, это ты, не потрудившись, выносишь окончательное решение, будто в рамках иудаизма не может быть объяснения такому жестокому закону, – со всем, что из этого вытекает. А я хочу потрудиться и найти решение – прежде всего в рамках иудаизма, в который я действительно верю. А если уж после больших трудов не найду… это будет новая ситуация, новая задача… тогда, действительно, придется выбирать между “Так надо!” и отвержением иудаизма, не дай Б-г. Но я, впрочем, уже вижу, что по крайней мере в данном случае такого не будет. (А сам подобный упомянутый выбор, между прочим, – отдельная интереснейшая тема).
Пока! Привет Дане! С праздником Песах!