Автор: Алекс Шнитман
Твой аргумент насчёт оспаривания всего и будто-бы вытекающего из этого нигилизма несколько повторяет нашу дискуссию с позапрошой недели. Я должен повторить что в упор не понимаю как ты пришёл к выводу что религия это предусловие для морали, и почему не может существовать нерилигиозное общество которое верит непосредственно в святость морали, как например то общество в котором я живу, к которому принадлежу и к которому принадлежат все нерилигиозные люди которых знаю или когда-либо знал. Может быть из Рамот Полин наш Тель Авив выглядит как Содом и Гоморра, где ни у кого нет ничего святого, но мне как-то не верится что ты можешь купиться на такое плоское мировоззрение. От многих бы не удивился такое услышать, но всё-таки от тебя не ожидаю.

Вообще это провозглашение религии и религиозных, будто бы они есть уникальные хранители морали и единственные авторитеты на её счёт, вызывает изумление. Атеизм набирает массу в мире уже несколько столетий, и наш мир при этом не то что не разваливается, а улучшается и морально усиляется, как я уже писал две недели назад. Религиозные конфликты, которые косили раньше население, уступили место, по большому счёту, миру. Нацизм был рецидивом от принципов модерны к старому доброму национализму и этно-центризму; будем надеяться, что он был последним в таком масштабе в западном обществе, хотя гарантий, конечно, никаких нет. И ныняшняя война имеет религиозную почву; в наши дни это очередь ислама, но и у них кончится воздух лет через 30-50, когда уйдёт нефть и им придётся пересаживаться с джипов обратно на верблюды. В этом смысле, есть место оптимизму, я считаю.

Почему среди религиозных, когда встречаются случаи типа калечащего детей папы, берущего взятку рава из рабанута, или расстреливающего арабов Гольдштейна, это “отдельные гнилые яблоки”, а когда среди нерелигиозных происходят похожие вещи, так это индикаторы упадка общества?

Другими словами, я категорически с тобой не согласен на этот счёт, и мне невероято жалко, что ты настолько потерял контакт с внешним миром, что сидя в квадратном километре своей общины, ты убеждён, что всё вокруг вас катится к безграничному нигилизму и животному существованию. Как представитель того внешнего мира, я тебя уверяю, что ничего не может быть дальше от правды. И ещё уверяю тебя, что слушать Решет Бет — это не быть в контакте с внешним миром; это мне напоминает иностранцев, которые, насмотревшись новостей про Израиль, уверенны, что мы тут все головорезы и убийцы, и на наших улицах круглосуточно звенят перестрелки. Через СМИ невозможно получить какую-либо правдоподобную картину реальности, ни на каком уровне. Чтобы чувствовать, нужно жить, нужно непосредственно общатся с людьми. Ты всё время пишешь, что считаешь меня за какого-то супер-уникального человека — я тебя уверяю, я совсем не один тут такой. Я окружён такими же, и гораздо лучшими, замечательными людьми.

А насчёт эволюции морали, ты затронул очень широкую тему, на которую очень много идёт нынче разговора. Теперь моя очередь тебе сказать: ты не копал достаточно. Копни. Есть масса материалов на эту тему. Дла аппетита вот лекция о эволюции сочувствия: http://www.ted.com/talks/lang/ru/robert_wright_the_evolution_of_compassion.html . Есть также масса литературы на эту тему.