Автор: Пинхас Перлов
Привет, Саша! Пишу опять ночью.
У нас по-старому, в полном смысле, также и в том, что Сара и Давид до сих пор живут с нами. Они только сейчас начали искать съемную квартиру в Рамоте, поближе, чтобы Аня могла продолжать сидеть с Эстер, как теперь, когда Сара работает (иногда едет на работу, иногда дома). Проблема в том, что там надо будет держать коляски, занять комнату или две, Давид заказал из Китая вторую партию. Квартиры сейчас — ужас, сам знаешь! Больше половины Сариной зарплаты! Но у нас очень уж тесно, в салоне идет торговля. А летом еще будет жарко, и Эстер подрастает, ей уже почти полгода и нужно больше места.
Посылаю сегодня материал “об избранности” (прилагаемые картинки — иллюстрации). Хотя твое последнее письмо очень интересное, ответ на него я еще не закончил. (Предпоследнее тоже интересное. Тоже не закончил).
Извиняюсь только, что утруждаю тебя длинными посланиями — но что делать, я сам доходил до всего этого еще длиннее, гораздо длиннее. Путь к истине, как правило, труден и долог. Но стоит того и доставляет наслаждение. Интеллектуальное наслаждение — единственное, доступное только человеку, тогда как прочие — также и животным. И из всех жизненных проявлений более всего отличает нас от животных. Пишу это, чтобы скрасить тебе тяжкие труды при чтении моих длинных текстов.
Пока! Привет Дане! Папа
 
  

Об избранности 
Хочется спорить конструктивно, а мы, к сожалению, часто спорим по принципу: я тебе про одно, а ты мне про другое, “я тебе про ячмень, а ты мне про пшеницу”. Потому, что называем одним и тем же словом две разные вещи, даже когда вроде бы говорим об одном предмете; так и получается, как правило, “диалог глухих”. Так, впрочем, и в спорах “про Б-га”, как сказал один рав своему оппоненту-неверующему: “В такого бога (с маленькой буквы!), в которого ты не веришь, – я тоже не верю!” Так и с “еврейской избранностью”, в которую представители разных идеологий вкладывают абсолютно разный смысл. Оба этих смысла знакомы мне по собственному опыту, поскольку первые 36 лет своей жизни я был, как ты знаешь, полный хилони.

И вот, я совершенно согласен с автором из Га-арец
http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2012/01/31/vera/

Такую “избранность”, которую этот автор себе представляет, я тоже с отвращением отвергаю. Он себе ее измыслил и приписывает ее, не дай Б-г, иудаизму, – по невежеству своему! Он прав, к сожалению, в том, что такое ее понимание разделяет вместе с ним определенное количество, как я их называю, “кипоносцев”, или “примитивных религиозных”, не усвоивших базовые принципы иудаизма, – пусть даже соблюдающих какие-то ритуалы. Но при таком понимании “избранности” они – расисты: не уважают арабов как людей, причиняют им, в каких-то ситуациях, зло без причины. Вопят на стадионе “смерть арабам” или обижают их просто так на махсомах. Низость, мерзость и позор!

Между прочим, Владимир-Зеев Жаботинский, автор знаменитой своей теории “железной стены”

http://www.migdal.ru/times/41/3503/

всячески подчеркивал, что очень и очень уважает арабов. Именно из этого уважения проистекает вся его концепция: арабов нельзя купить. Никакими пирогами. Никакими благами. Только и остается, что воздвигнуть между нами “железную стену” (сегодня действительно стоит у всех на виду “забор безопасности”, который начали строить после провала соглашений Осло). Ну не любят они нас (вот уже более ста лет, и больше половины из этих лет – еще до так называемой “оккупации”)! И не хотят они нас здесь, хоть тресни, потому что считают всю эту землю своей, а нас на ней – грабителями! И они не продаются, и от своего не отступают, и умеют ждать – и за эти качества, за постоянство свое и принципиальность достойны только уважения. Я лично тоже так считаю. А вот Бен Гурион называл Жаботинского “фашистом” (вкладывая в это примерно то же, что “расист” (и Бегина – тоже), и это вообще давняя традиция у левых в отношении правых, я лично сам с этим столкнулся вскоре после приезда в Израиль). Это значит, что и меня он, Бен Гурион, так назвал… Ну что же, пусть; если вместе с Жаботинским, то я готов!

А между тем, истинная избранность – это совсем другое, для кого-то неожиданное. Например: по закону Торы нееврей, пока жив, не принимает никакой ритуальной нечистоты (как еврей: от истечения семени, а у женщин – крови, от восьми видов мертвых шрацим, напр. мыши, от описанных в Торе язв, а главное – от нечистоты мертвого, от которой труднее всего очиститься. Сегодня, пока нет Храма, это неактуально, но в качестве примера важно). Ему совершенно не нужна миква; он свободен от огромного числа ограничений, запретов – субботних, кашрута и многого другого… – свободное и счастливое существо! Еврей, оставляющий иудаизм, в котором воспитан, – да разве не этой свободы и не этого счастья он себе желает и ищет?

А теперь – одно крайне важное замечание. Почему обсуждение понятия “избранности” я начал с ритуальной нечистоты? Чтобы критиковать иудаизм, нужно пользоваться тем понятием избранности, которое в нем есть, – неискаженным, а оно включает в себя НЕ ТОЛЬКО ПРАВА, НО, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, ОБЯЗАННОСТИ!

А в общем, в самом широком смысле, принцип избранности чрезвычайно прост и логичен: “У кого широкие плечи – тот несет тяжелый рюкзак”! Как в походе! (Или как сказал один из героев Шалом Алейхема: “Избрал тебя Г-сподь – терпи!”) Вот и все, вся привилегия избранности в этом мире – тяжелый рюкзак – в первую очередь, во всем! (А в действительности – это особая роль в исправлении мира, на пользу всем его обитателям, в том числе и арабам). Служение человечеству – чтобы привести его к тому, о чем молятся евреи в Рош а-шана: “…и поклонятся Тебе все сотворенные, и составят все единый союз – исполнять Твою волю всем сердцем”. А уж в третью очередь, или в пятую – какие-то привилегии (тоже вещь серьезная, но об этом в другой раз). И в этом объяснение того, что наш избранный народ на протяжении истории так тяжело страдал – и это не противоречит избранности, как думают невежды, а в самом высшем смысле соответствует ей.

(Есть, конечно, в еврейской жизни свои радости, но сейчас не об этом).

И вывод: если ты ОТБРАСЫВАЕШЬ тот особый ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ, который вкладывается в понятие “избранности” в иудаизме, то от нее остается, действительно, только пустая, глупая и даже ПРЕСТУПНАЯ ГОРДЫНЯ, несущая с собой ненависть; остается, действительно, РАСИЗМ.

Все сказанное прежде, однако, было лишь вступлением; а теперь начинается главное: иудаизм это не расизм, а наоборот – самый настоящий, самый подлинный АНТИРАСИЗМ. Единство, казалось бы, двух крайностей: с одной стороны различие, доходящее до того, что, как ты сам писал, еврея надо, а нееврея нельзя (без дополнительной причины) спасать, нарушая субботу. А с другой стороны – возможность ГИЮРА – вступления в еврейский народ “ВОПРЕКИ РАСЕ”! Любой негр, папуас, индеец может, если очень захочет, “сам себя ИЗБРАТЬ” в евреи!!! Причем, если не считать духовной подготовки, которая, конечно, велика и нелегка, “физическая процедура” очень проста: для мужчины – обрезание и миква, а для женщины – просто миква! Ныряет человек в какой-то-такой бассейн, кстати, небольшой, – китаец, желтый и узкоглазый, или негр, черный как ночь, папуас или индеец краснокожий, с толстыми губами и совсем другой формой носа, и выныривает – точно с той же, как минуту назад, кожей, и глазами, и носом, и губами, – и он тебе, пожалуйста, еврей, самый настоящий еврей, которого надо спасать в субботу, и с той самой загадочной, мистической “дополнительной еврейской душой”, – еврей, который может вступать в брак с другими евреями! Скажи, пожалуйста: мог ли еврей по Нюрнбергским законам (которые ты упоминал) сделать себе “гиюр в немцы”? Ведь вся суть нацистского расизма и нюрнбергских законов была как раз в том, чтобы опознавать, разоблачать и ликвидировать таких “самовольных геров” – евреев, слишком хорошо и удачно замаскировавшихся, подладившихся под немцев! (И это не такая уж экзотика: негров-геров в Иерусалиме я видел, и арабов есть чуть-чуть, а уж из белых народов – множество).

БЫЛА попытка(!) евреев вести себя как неевреи и тогда это «поведение евреев» начало раздражать их окружение. «Я бы ничего НЕ имел против евреев, если бы они вели себя КАК евреи и не лезли бы повсюду как немцы». Знаете, кто это сказал? Адольф Гитлер!

Но этого мало. В иудаизме у геров – совершенно особая и почетная роль. В 46 МЕСТАХ (!) Тора призывает ЛЮБИТЬ геров и не обижать их – и почему? “Ибо гером (пришельцем) ты был в Египте!” И вообще одной из важнейших целей такого грандиозного явления, как египетский галут, вход в него и выход, был в том, чтобы “узнать душу гера”! А если откроешь главную нашу книгу, “основу основ”, Хумаш – Тору с Раши, увидишь там: текст самой Торы – т. е. текст от Самого Б-га – самыми большими буквами, а следующие по крупности буквы – Таргум (перевод-комментарий на арамейский язык) Онкелоса; он был ГЕР ЦЕДЕК – праведный гер, и даже племянник Римского императора (с шансами самому стать императором). А дальше уже, буквами помельче, – комментарии всяких там “чистокровных евреев”, Раши и всех остальных, и они на него ссылаются как на высший авторитет (Онкелос жил раньше их всех, и “руах а-кодеш” у него был больше, чем у них, хоть он и гер). Да что там – жена самого Моше – Ципора – была гиёрет-мидьянка, и этому есть очень глубокие причины; и далее дарование Торы описывается в недельной главе “Итро”, названной по имени ее отца – гера-мидьянина, тестя Моше. И преемник Моше, Йеошуа бин Нун – туда же! Рахав, женщина из Ерихо, которая прятала двух посланных им разведчиков, стала его женой – ни больше ни меньше, еврейку не мог найти, и женился очень поздно, ее дожидаясь! И имела от него славное потомство (по Гемаре – Ирмияу, Йехезкель!!!, и есть мнение, что еще целый ряд пророков и коаним!) Герами были Автальон и Шмайя, руководители своего поколения, и у них учился Илель; потомком геров был сам раби Акива – куда уж больше! И ахарон, ахарон хавив – ЦАРЬ ДАВИД, из потомства которого должен прийти Машиах; Давид – правнук гиёрет, МОАВИТЯНКИ РУТ, и историю ее “образцового гиюра” читают в мегилат Рут на Шавуот… Среди историй о праведниках очень популярна история о польском графе Потоцком, современнике Виленского гаона, принявшим после гиюра имя Авраам; он был сожжен живьем вместе со своим учителем Борхо. Короче, была у нас в России поговорка: “Евреи, евреи, кругом одни евреи” – а тут впору сказать: “Геры, геры, кругом одни геры”…

И все это не пустые слова, не теория, а буквально “лемаасе”. У нас в русской группе в нашей ешиве есть геры, не знаю точно сколько. Мне поручили написать письмо с просьбой о материальной помощи одному из них – и приказано было обязательно указать, что он ГЕР ЦЕДЕК. Обычно это не афишируется, но если речь идет о помощи – всегда пишут, так принято. Пишут, чтобы больше давали, поскольку тогда это будет дополнительная мицва (за те же деньги – известная еврейская расчетливость)! Такой-то вот у нас в иудаизме расизм процветает! (Чтобы не быть голословным, посылаю пример двух обращений, по поводу гера и гиёрет, лежащих сейчас у нас в Рамоте на столах во всех синагогах).

И, что важно, мы, религиозные, свой антирасизм проявляем на практике, а не только в теории, – помогая герам. Я, например, не просто взял этот листок домой, чтобы отсканировать его для тебя. Я почувствовал, что если я использую, каким-то образом, этого гера и его тяжелое положение в своих личных целях, то надо что-то сделать для него сверх обычного, и дал такую сумму, которую даю очень редко, как мне это ни тяжело.

Жаль мне того автора из Га-арец! Он ведь все-таки живет не в брежневской России и не в сталинской, и при желании мог бы познакомиться с основными понятиями иудаизма получше, раз уж касается их в своих писаниях! Говорят ведь, что “надо знать врага в лицо” – раз уж ты сделал иудаизм своим врагом и пишешь в газете для многих тысяч людей на эти темы… Только тогда, конечно, рискуешь остаться без работы в этой уважаемой газете. Чего лично я, желая ему добра – ему и желаю.

Вот и все на сегодня. Конечно, это далеко не все, что хотелось бы сказать, а лишь малая часть. Будут вопросы, конечно, например, что это за “широкие плечи”, действительно ли они – у евреев? Захватывающая тема. Гора материалов. Не сейчас.

И еще вопрос, неизбежный и важный. Ты спросишь: получается, что отношение к человеку и различие в законе о том, можно ли спасать его жизнь, нарушая субботу, определяется – пусть не цветом кожи, не расой и не кровью, – но его верой и взглядами, что ли? В этом состоит еврейство? Чем это лучше, чем разделение людей по цвету кожи?? Я еще не написал ответ, но хочу сказать хотя бы два слова: разделение по цвету кожи – чисто внешнее, оно действительно нелепое и бессмысленное. Еврейство отличается не этим. Однако и не одной только верой и взглядами, “в теории”, но, – и это главное, – грандиозными обязательствами в духовной и материальной сфере, вытекающими из еврейской веры и взглядов.

Пока, целую. Привет Дане! Папа.

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://www.polosa.co.il/antisemitskij-prizrak-brodit-po-svetu/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=432

12212

БЫЛА попытка(!) евреев вести себя как неевреи и тогда это «поведение евреев» начало раздражать их окружение. «Я бы ничего НЕ имел против евреев, если бы они вели себя КАК евреи и не лезли бы повсюду как немцы». Знаете, кто это сказал? Адольф Гитлер!

Там из поста:

О капитанской дочке…Во многих комментариях на эту вполне злободневную тему, сквозят такие простые мысли: « не лезли бы» ,»вечно они в диссидентах» ,«сами виноваты» и прочая, прочая. Действительно мотивация такова, что только открой щелочку и уже в совете директоров, и помощники президента, и этот ужасный список отобравших Нобеля – естественно раздражает! Но вот какая штука ,были и не так давно другие времена, когда все было законопачено, и ни тебе диссидентов, за черту оседлости одиночки и т.д. и при всем при этом погром за погромом!
В этой связи красноречивое свидетельство находим у Александра Сергеевича в его Капитанской дочке! Петруша Гринев, ожидая решения своей участи в Оренбурге, сошелся в приятелях с пехотным майором(или уланом) не в том суть. И между ними происходит любопытный разговор, скучно, до сражения с Пугачевым надобно еще силы накопить, и говорит Гриневу его новый приятель: «Ну что, Петр Андреевич, куда пойдем? В карты играть или жидов бить?» Кажется, пошли все таки в карты играть, наверное, ближе было! Здесь солнце русской поэзии, как и во всем произведении абсолютно достоверен! А теперь вспомним, где Оренбург, где черта оседлости, при матушке государыне !
То есть и могло там быть десятка два евреев ,которые сидели тише воды. ниже травы и тряслись от страха в ожидании очередных развлечений титульной нации! Какие уж тут диссиденты, какие финансовые воротилы, а вот если очень заняты, то найдем время бить, а если делать нечего – то тем более!
Поэтому, может быть, перестанем выискивать гносеологические корни, причины, и как говорил один старослужащий прапорщик Советской Армии:
«Для тех кто не понял, объясняю второй раз- ТАК НАДО!»

А вот еще, только что открылось, как специально:
http://cursorinfo.co.il/news/novosti/2012/05/02/pavel/
Правда или неправда – но забавно.