Автор: Алекс Шнитман
По поводу “судить по худшим образцам”, конечно, согласен — поэтому когда всякие функционеры из Шаса, например, регулярно высказываются подобным образом, я даже этого не упоминаю, уже не говоря о рядовых людях. Но тут ведь идёт речь не о ком либо, а о человеке, который считается практически предводителем поколения. Поправь меня, если я ошибаюсь. Именно поэтому мне и было интересно, что ты об этом думаешь. Когда высказываются идиоты, мы оба понимаем, что высказываются идиоты. Но здесь идёт речь о совсем другом случае.

А если, как ты намекаешь, рав в этом случае ошибся, то, конечно же, я готов относиться к этому с пониманием — ошибаются все, никакого разговора и никаких претензий. Только нужно признаться в ошибке, как ты сам и пишешь. Либо сам рав, либо его окружение, его коллеги, его община; он ведь не говорит только за себя, а есть немалая группа людей, которые за ним следуют, может быть и ты в том числе? Как ты думаешь, как принимаются эти его слова на харедимной улице? Как это влияет, или не влияет, на его авторитет? Мне действительно невероятно любопытно.

Честно сказать, у меня вкрапливается подозрение, что, по мнению многих харедим, ошибка рава, если и есть таковая, заключается не в сути его мнений, а в том, что он неосторожно их высказал. Не знаю, насколько я прав.

Всё это так меня задело потому, что этот подход, увы, у меня чётко складывается с моими личными воспоминаниями о моём религиозном воспитании. Мне кажется, что именно на этом я воспитывался. Хотелось бы думать, что это только у меня так всё криво было, плохие учителя в школах, или лишь в памяти искажённая картина осталась — но когда человек такого профиля так высказывается, это заставляет думать, может быть, у меня всё было по программе, просто программа как раз такова?