Автор: Пинхас Перлов
Привет, Саша!

Первый раз пишу тебе в ясном сознании, что это прочтут многие. Знающие, что мы — отец и сын, и уже знакомые с нашей острой полемикой и с тем, насколько различны наши взгляды, но понятия не имеющие, как ты помогал и помогаешь мне все последние годы. Сын, работающий в хай-теке и помогающий отцу, сидящему в ешиве… такова реальность. Что-то в этом есть для размышления.

Еще маленькое вступление к обещанному в прошлый раз продолжению. О “провале иудаизма” (к твоему последнему посланию). Так вот, у тебя тоже есть своя мораль, ценности, принципы, как ты писал, — и вот, допустим, тебе пришлось бы, не дай Бог, за них как-то пострадать. Например, злодеи-расисты скажут тебе: бей этого негра, или этого араба, китайца, или мы сделаем тебе то-то и то-то… А ты не поддался, с честью выдержал испытание, пострадал каким-то образом, не дай Бог, за свои ценности и принципы… будешь ли тогда говорить, что это был провал? Наоборот! Скажешь, что это — торжество твоих возвышенных идей, которые важнее телесного благополучия и стоят того, чтобы за них пострадать! А вот если бы поддался тем злодеям из страха и сделал что-то против своей совести и убеждений, — так это действительно был бы провал, которого ты бы стыдился всю оставшуюся жизнь! И разве не считается у хилоним почетным пострадать за Родину или спасая жизнь других людей?

Так тем более у евреев, которые страдали за свои ценности не индивидуально, а общинами и всем народом, мужчины и женщины, старики и дети; и у них период мученичества не был относительно коротким, как, например, у первых христиан, а растянулся на многие столетия — из поколения в поколение! Так это не только не провал, а великий подвиг!

В этом смысле, кстати, христиане впадают в глубочайшее противоречие, которого сами не замечают. С одной стороны, есть (или по крайней мере была у них много веков), особенно у католиков, традиция, даже идеология, провозглашавшая, что страдания евреев, на фоне успеха и благополучия христиан, — это, мол, наказание за то, что они, евреи, не приняли их бога, — и это провал. А с другой стороны — само христианство в начальную свою эпоху (Юлиана-отступника) было гонимой верой, и у них самих множество “мучеников”, “великомучеников” и “великомучениц”, среди которых первый — их собственный бог! И всех их они почитают и превозносят именно за страдания, и не говорят ни о каком “провале”! (У некоторых наиболее рьяных и впечатлительных приверженцев их веры, усиленно размышляющих о муках их бога, даже проступают на теле в соответствующих местах знаки, похожие на раны от гвоздей). А представь себе, если бы их собственного бога не распяли, а казнили легко и гуманно, скажем, гильотиной: раз — голова скатилась и готово… В каком бы они оказались положении? Ведь культ страдания – в основе их веры! Но как только дело доходит до евреев… их страдания, конечно же — провал!

Я понимаю, конечно, что ты говоришь о “провале иудаизма” потому, что отрицаешь ценности, за которые страдали евреи на протяжении тысячелетий. Но кто тебе сказал, что ты знаешь и понимаешь эти ценности достаточно, чтобы их отрицать?

Только один пример. Ты, безусловно, помнишь, что я писал тебе об отношении к герам в иудаизме и об их “привилегиях”, и что ты мне ответил: ты не признаешь привилегий на национальной почве точно так же, как не признаешь ущемления на этой почве, то есть смена “вектора дискриминации” для тебя не оправдывает самой дискриминации.

Мне казалось тогда, что я сообщаю тебе об иудаизме нечто несомненно положительное, и подкрепил даже свои слова наглядной иллюстрацией (листочки с призывом о помощи герам)… И был немало удивлен, как можно увидеть плохое в несомненно хорошем? А дело-то все было в непонимании отношения иудаизма к герам. Постараюсь объяснить.

Прежде всего, мне кажется, что нельзя все-таки совсем пренебрегать “сменой вектора”. Ведь что такое “смена вектора”? Она превращает злодеяние в добродетель, а добродетель — в злодеяние. Грабеж — и подарок; убийство — и спасение жизни; верность — и измена; порабощение — и освобождение из рабства… И потому нельзя совсем уж приравнивать наделение правами с ущемлением в правах! Эфиопы получают в Израиле машканту (ипотечный заем) на очень льготных условиях: ты против этого? “Исправляющая дискриминация” — льготы, квоты, бронирование везде и всюду, на выборах и т. п., где женщины или разного рода меньшинства не могут пройти на общих основаниях… в современном мире этого очень много — ты против всего этого? Речь в таких случаях идет о так называемых “социально слабых” — часто употребляемый сегодня термин — и подобных тому, и именно таким — социально слабым — считает иудаизм гера! То есть вовсе не за цвет кожи и форму ушей дают ему его привилегии, а потому, что у гера нет в новой для него еврейской среде родни и социальных связей, и это очень ослабляет его! А цвет кожи и форма ушей не интересуют уже никого: после гиюра он еврей — и точка! И в этом суть антирасизма в вопросе о гиюре и герах, как я тогда писал! И гер приравнен в своем особом статусе к вдове и сироте, против чего ты, я надеюсь, возражать не будешь!

Остается в силе моя следующая тема, как я обещал: “проигрыш от гипотетической всеобщей еврейской ассимиляции — если бы она произошла, скажем, тысячу, пятьсот или двести лет назад”.