Автор: Пинхас Перлов
Привет! Ты пишешь в последнем письме:

“мы лишь посередине истории, и ты, конечно же, прав, — но никому из нас пророчество не дано, и поэтому судить мы можем только исходя из того, что знаем из прошлого”.

Судить-то мы и можем, и должны, но вот выносить окончательный приговор — где победа и где провал – можем лишь очень-очень осторожно, поскольку в будущем, как ты пишешь, нам не известном, оценки могут вдруг поменяться — резко и неожиданно: сколько раз уже было такое в истории!

Ты говоришь: “никому из нас пророчество не дано” — из нас, живущих сегодня, да. Но в прошлом — очень даже было дано; сам наш диалог на этой земле доказывает это, как я уже писал, а также множество других важнейшихфактов — поразительных (еще поговорим об этом, бли недер). Пророки вообще и исполнение пророчеств в частности — не просто огромная тема, а целый мир, а мне в этих, не очень широких рамках нашей переписки трудно открывать тебе миры… которые не открыли тебе в школе!

Ты пишешь в последнем письме: “Мы оба провели десяток-другой, изучая иудаизм (ты куда больше меня конечно)”. Да, я побольше, но дело-то не в только и не столько в количестве, сколько в качестве. Представь, двое изучают математику, один ее любит, а другой нет. Второй учит вопросы к экзамену, по минимуму, и сразу забывает все, что не нужно к следующему… Не ищет глубины и связи между вещами, знания его не выстраиваются в систему, в единое целое, и нет того, чтобы знание одного помогало понять другое… Горе, а не учеба… о чем говорить? И это — в математике, где все на разуме, а не на чувстве и на душе; с музыкой или поэзией в этом смысле хуже. Наверное, доходит и до того, что какой-нибудь мальчик, обучаемый на скрипке по прихоти родителей, считает, что вся музыка — чушь и обман, а на концерты ходят только несчастные, одураченные жуликами-музыкантами…

Такая вот проблема. Ведь у нас на каждом шагу “огромные темы” или “целые миры”, — можно просто впасть в отчаяние! Но что я могу сделать, если это действительно так?

Да, не слишком хорошо учат в школе иудаизму вообще и пророкам в частности, теперь я понимаю (многое еще зависит от семьи, а я сам — так и вовсе тогда тебя не учил). А как же все (или большинство) твоих товарищей по классу, которые не бросили веру, — их, выходит, хорошо учили? Вовсе не обязательно, просто им и так было хорошо! Как я уже когда-то давно тебе писал, многие религиозные таковы, что у них не возникает вопросов, а “человека без вопросов” как ни учи — все хорошо будет! Главное, он хорош и удобен для учителей! А что совсем уж печально — бывает, что ученика (или ученицу, как дочь мне рассказывала), задающего хорошие вопросы, типа тех, что ты мне задаешь, учителя не любят, боятся, и хуже того — наказывают… Хотя, я повторяю, на все абсолютно вопросы есть ответы, и я извлекаю огромную пользу из нашей переписки и провел уже немало занятий на ее основе! (Например, на тему “раб и рабство”, которую тоже поднимают в тех самых “Вопросах к раву”). Так что ты мне и в этом помогаешь, а не только с компьютером!

К сожалению, прерываюсь, привет Дане! Пока! Папа