Автор: Алекс Шнитман
Буду отвечать по пунктам. Первый — лекция в Институте экономики, которую ты упоминаешь. Я конечно на ней не был и что говорил лектор не знаю, но мне кажется что стоит уточнить разницу между критикой государства Израиль и антисемитизмом. Называть Израиль агрессором, или вообще отрицать право Израиля на существование, совершенно не обязано быть связанно с антисемитизмом. Антисемитизм это расизм; критика поведения того или иного государства это оно и есть — критика государства. Конечно же критика Израиля вполне может иметь начало в антисемитизме. Но критика государства это также одно из самых базисных начал демократического метода, и даже самый подлинный гуманист может, и должен, критиковать государство когда оно по его мнению ведёт себя неправильно. (Повторяю — конкретно с лектором не знаком; вполне может быть что он на самом деле был ярым антисемитом.)

По поводу шариков в одежде: согласен с тем что ты пишешь. Всё не так просто — совершенно верно. После выхода Израиля, Абу Мазен оказался слишком слабым для того чтобы обезоружить все воюющие фракции и обосновать власть правительства, отказываясь применять для этого необходимую силу. В результате в Израиль продолжали летать Касамы, и Хамас набирал силу, в конце концов достаточную для того чтобы победить в выборах. Мы несём за это коллективное наказание в виде Касамов, и жители Газы несут коллективное наказание в виде блокады, и параллельно в виде тиранического контроля Хамаса. Имеем ли мы моральное право коллективно наказывать за то что мы сами коллективно наказаны (как в случае с Газой), или за то что мы потенциально можем быть коллективно наказаны (как в случае с остальными территориями)? Я считаю что в любом случае нет.

Это не значит что нужно всё бросать и сломя голову бежать покидать территории. Это не значит что покидание Газы было сделано самым оптимальным образом. В любых переговорах одна из самых важных и сложных тем это соглашение о мерах по обеспечению безопасности, и эта тема должна быть очень основательно обсуждена. Но то что по моему должно быть кристально ясно это окончательная цель: конец коллективного наказания. И “Эрец Исраель А-шлема” никак, просто никак в эту картину не вписывается. Я понимаю, конечно, что в твоей картине мира существует также приход Машиаха, который всё меняет. Но ты сам пишешь своё мнение о результате выхода из территорий, базируя его на своём опыте — так я уверен что ты можешь понять большинство общества, которое на базе своего обширного опыта капитального провала подхода ожидания Машиаха в безделии, отказываются этот эксперимент продолжать, и ищут более активное решение проблемы. Повторю и подчеркну: это совершенно не обязано автоматически превращаться в “ахшавизм”. Дорог есть много; дорогу можно найти. То о чём в превую очередь необходимо согласиться это цель.

Дальше ты обвиняешь редколлегию А-арец в нечистоте намерений. Почему ты оставляешь это “повисеть в воздухе”? Если у тебя есть конкретные обвинения, то стоит их написать! Ведь иначе это превращается в пустую клевету… Ты считаешь что у них есть какой-то интерес, профессиональный или финансовый или личный, в прекращении существования государства Израиль? Или в чём ты их обвиняешь?

Про милитаризм: ты рассказываешь про хилонимную школу, а я провёл несколько лет в религиозных школах, и я тебя уверяю что никаким “шаломом” и “шалом хавером” там не пахло… Напротив, я навестил Хорев несколько дней после того когда тот самый “хавер” был застрелен (я уже там не учился в том году), и очень хорошо помню атмосферу, когда вслух чтобы все слышали говорили “ой-ой-ой как ужасно”, а своим тем временем подмигивали.

Всю жизнь мне толкали догму: Израиль здесь может жить лишь мечом. Мне кажется что и ты в какой-то мере мне похожие слова писал. Эта догма уже давно превратилась в самоисполняющееся пророчество; проблема не в том что она фактически неверна (действительно без меча никакого Израиля быть бы не могло), а в том что укоренившись в нашем сознании, она не позволяет нам попытаться эту ситуацию изменить, или даже вообще реагировать на меняющуюся реальность — мы продолжаем повторять её как попугаи и не способны остановится и пересмотреть свой подход в соответствии с происходящим вокруг нас. Вера в то что здесь никогда не может быть мира и есть самая главная причина почему здесь никак не получается мир — а не исламский террор и не израильский апартеид.

Знаешь такую улицу, “Кдошей Каир?” Святые Каира. Существует как минимум в шести городах Израиля. Это была группа египетских евреев которые были посланы Цахалским разведывательным подразделением взорвать библиотеки и кино в Египте ради политической провокации — другими словами, классический террор. Они у нас не просто герои; мы используем религиозную лексику — они у нас святые! Шахиды, другими словами. Скажи мне ещё раз что израильское общество не милитаристское. Ты объясняешь в своём письме как оно таким стало; всё понятно, спора нет. Но не пора ли нам из этого вырасти?

Без армии нам здесь не выжить, но и без полиции нам тоже не выжить, и при этом никого не критикуют за то что он не идёт в полицию, никто не отмечает “дни полиции” всеобщим трауром, и полиция открыто получает от всех по голове когда ведёт себя аморально. Когда отношение общества к армии будет таким же как отношение к полиции, тогда придёт время пересматривать точку зрения о милитаризме израильского общества.

По поводу пятилетнего мальчика. Должен заметить что обсуждая задержанных еврейских девочек ты не останавливался на вопросе что они сделали и как они туда попали; ты только установил что ребёнку такого возраста не место в тюрьме, вне зависимости от обстоятельств. Однако при обсуждении задержанного пятилетнего палестинского мальчика вдруг оказалось что обстоятельства играют роль, и стал релевантным вопрос в чём он провинился. Почему такая разница в отношении к ним?

Где были его родители… Ответа мы конечно не знаем, но можно, по популярному среди некоторых принципу “Презумпции Виновности Палестинца”, предположить что они его туда привели ради провокации. По информации в статье, его отец там не был в то время. Некоторым людям приходится работать для того чтобы прокармливать семью, хотя конечно если наша цель найти здесь провокацию, то такое объяснение нас не продвигает. Должен признаться что меня просто поразило как стремительно, имея ноль информации об обстоятельствах этой семьи, ты пришёл к выводу что этого мальчика не любят его родители…

Легче всего для неудобного нам кусочка информации придумать какое-нибудь благоприятное для себя объяснение, и последственно отмахнуть его как “пропаганду” — и таким образом одним махом смести его со своей совести, и снять с себя долг и ответственность иметь с ним дело. Совмещается ли это с истинным поиском правды?

Я эту новость привёл как иллюстрацию принципа что “не всё так односторонне”, в контексте твоего обсуждения арестованных девочек в итнаткуте. Я не приводил никаких объяснений тому что там происходит, и тебе не рекомендую, т.к. узнать наверняка нам всё равно не удастся, а придумывать самим мне как-то кажется нечестным.

Освещая вопрос с другой стороны, мне кажется что стоит ещё спросить — и это в более широком контексте чем этот один ролик — как так получилось что по палестинской деревне разъезжает себе армейский джип загруженный вооружёнными до зубов израильскими солдатами, и как такая ежедневная реальность влияет на жизнь и на психику жителей деревни и их детей. Тебе такая ситуация кажется нормальной, так, по ходу дела?

Ладно, мне кажется — хватит. Мы крутимся уже некоторое время, кругами, вокруг того о чём мы уже давно согласились. Не всё так просто; всё очень сложно. Мне кажется что мы также поняли, более или менее, предлагаемый каждым из нас курс действий. Всё время пока у нас не появляются какие-либо новые данные, мнения или прозрения, я думаю что нам не имеет смысла продолжать жевать всё тот же материал…