Автор: Алекс Шнитман
Когда мы начинаем описывать Б-га через человеческие качества, как ты делаешь в своём письме, то получается весьма угрюмая картина: тщетное существо, которое страдает скукой и одиночеством, создаёт сломленных людей, предназначение которых — воспевание славы их самолюбивого создателя, и долго не думая посылает им самые страшные страдания, награждая их своей добротой только в том случае если они ласкают ради этого его эго. Прямо как-то даже жалко его становится.

Если мы отбросим антропоморфизм, то твой аргумент, если я правильно его понимаю, сводится к тому что Творец не хотел создавать совершенного человека, т.к. не хотел нарушать единобожия. Но ведь всемогущий Всевышний однозначно мог бы создать совершенного человека, не нарушая единобожия! Я конечно понимаю что это нелогично, но несомненно всемогущее существо никак не обязано быть подвластным таким земным понятиям как наша с тобой человеческая логика, не так ли? Мог бы сделать моментальное творение постижимым для бесконечно слабого человека; мог бы создать интересного себе человека без свободы выбора; мог бы создать человека в котором сразу можно вылечить и тело и душу — мог бы сделать любую из тех вещей которые ты пишешь, сколько бы она не была нелогичной, — т.к. у всемогущего, по определению, нет ограничений.

Антропоморфизмом нам не постичь Всевышнего т.к. портрет получается весьма не льстящий. Логикой его не постичь потому что логика не имеет в себе место для такого понятия как “всемогущий” — оно логически противоречит своему собственному существованию (как в известном парадоксе камня который сам бог не может поднять). Чем же постигать его? Душой, наверно, как это делают хасиды. Если изначально есть вера, конечно.

И тем не менее, с интересом жду твоего следующего письма.