Автор: Пинхас Перлов
“Нишмат коль хай” – “Душа всего живого” – есть нечто такое во всем живом, отличающее его от неживого и заставляющее осознавать себя. И с этим нет вопросов и колебаний: “Я мыслю – следовательно, я существую” – формула универсальная, признаваемая всеми философиями и религиями. Но дальше – уже нечто большее, выходящее за рамки сознания примитивных тварей и маленьких детей: “Где я? Что я?”, – и, наконец, – вершина самоосознания: “ДЛЯ ЧЕГО Я?”

И это последнее, “ДЛЯ ЧЕГО Я?” – заставляющее страдать тех, кто достиг вершины самоосознания, когда нет у них на этот вопрос ответа… страдание это называется “экзистенциональная тоска”. Повторяю, это не для всех, но лишь для достигших той вершины. И оно гонит, гонит, гонит людей в лоно разных религий, вер и сект… И возвышаются по всему миру, посреди строений для жилья и для удовлетворения всяких простых нужд, – как, например, мельницы и элеваторы, которые – признак того, что есть у людей желудок и они нуждаются в пище, и т. д. и т. п., – точно так же возвышаются во всех странах ЕЩЕ ВЫШЕ тех – мечети, колокольни, синагоги и пр… – для удовлетворения какой-то иной потребности, как видно, крайне важной. Как видно, есть у людей, кроме желудка, еще какой-то не менее важный “орган” – духовный – со своими мощными потребностями. Ведь нигде нет законов, что мельница или элеватор должны быть выше всех окружающих строений, – а для мечети есть такой закон! Еще бы: ведь не едой же и питьем мы отличается от всех низших тварей, и даже от обезьян… а только вопросом этим: “ДЛЯ ЧЕГО Я?” И не случайно любому, самому крутому атеистическому режиму – хоть в Москве, хоть в Пекине – сопутствовала своя псевдорелигия, со своими культовыми и идеологическими учреждениями. “Свято место” никогда не пустовало!

Вот тут-то мы и приходим к сути ответа на твой очень верный, замечательный вопрос в твоем последнем послании, – вопрос, который заставил меня хорошо поработать. 

С простыми естественными жизненными процессами, с той же едой и питьем – что мы видим? Желудок и кишечник наполняются и опорожняются в каком-то своем естественном ритме, у них есть периоды активной работы и относительного покоя, напряжения и расслабления. То же самое – система сердца и кровеносных сосудов, и нервная система, – нет ни одной системы в организме, которая работала бы иначе! “Нишмат коль хай” – “Душа всего живого” – казалось бы, сама-то жизнь – процесс непрерывный, – так нет же, само слово “душа” – однокоренное со словом “дыхание”, вдох-выдох, вдох-выдох (и в русском языке тоже)! И если это так в процессах материальных, – может ли быть иначе в сложнейших, свойственных одному лишь человеку, да и то за исключением малых детей и людей примитивных, – в процессах духовных!

А ты требуешь от меня, чтобы я стоял как железобетонный забор, намертво врытый в землю… Требуешь какой-то такой железобетонной мертвой веры, без которой якобы мои молитвы – лицемерие… Именно, как я сказал, – мертвой веры, ведь отсутствие дыхания – знак смерти… Все равно, что требовать, чтобы я всегда только вдыхал и никогда не выдыхал… Одна из азбучных основ иудаизма – что у человека нормального, здорового, как все, есть периоды, переводя с арамейского языка, “духовной (букв. мозговой) силы” и соответственно “духовной слабости”, подъемы и спады, и это никакой не грех, а естественный процесс, а ничего неестественного иудаизм от человека не требует! (Много интересного о этом есть у раби Нахмана из Бреслава). И как это совместить с искренностью молитвы – не волнуйся, когда от человека не требуют невозможного, он решает свои проблемы! Трехтысячелетний опыт есть тому! По-простому – человек должен подстраивать свои процессы и подстраиваться самому под них, – хотя тут еще надо бы много сказать, но невозможно все сразу. Ты требуешь, чтобы тут не было проблем? Но проблем нет только у мертвеца! (Как и с едой и дыханием, впрочем).
“И дам я тебе шагать между стоящими этими” – так сказано было одному из пророков, и объясняют, что “этими” – означает “ангелами”, существами из высших духовных миров, которые действительно “стоят”, а наше преимущество перед ними – что мы, в нашем нижнем физическом мире, – “идем”, продвигаемся. И сама ходьба, тем более бег – тоже процесс динамический. Мы, во-первых переступаем с ноги на ногу, с левой на правую и наоборот, – а “левое” и “правое” – это тоже духовные символы, соответственно, “стороны нечистоты” и “стороны святости”, – а кроме этого, при ходьбе и беге есть фазы “подъема” и “опускания” центра тяжести тела. И точно так же рулит влево-вправо, поддерживая равновесие, едущий на велосипеде.
Есть также кризисы в науке – время острых вопросов, приходящих из новых экспериментов, против добытого прежнего знания; мучительный поиск – и вот она, новая теория!

Понятно, ты сразу правильно спросишь: если есть такие неизбежные и даже обязательные “сомнения”, или “вопросы”, или “колебания”, называй их как хочешь, в какие-то неизбежные периоды слабости, то какие они конкретно и есть ли среди них “кашерные” и “некашерные”? Вопрос слишком большой, чтобы я начал на него отвечать прямо сейчас, в этот раз.
Пока скажу другое и тоже очень важное. В том-то и дело, что период слабости – не просто какое-то там неизбежное зло, но тоже, как и период силы, процесс конструктивный (в конечном счете), хотя сам по себе он тяжел. “Кушья” и “тируц” (трудный вопрос и объяснение) – в Талмуде; сгнивание (кажущееся) и прорастание семени в земле – в природе; разрушение во имя будущего строительства и само это строительство – в субботних работах.
И те слова, которые я скромно написал в скобках – “в конечном счете” – это на самом деле основа иудаизма: это вера в то, что мои проблемы, и сомнения, и мучения в трудные периоды – не напрасны; трудности и муки минуют, и не просто минуют, а принесут богатый урожай, как семя, посеянное в землю! “Посеявшие в слезах – в радости пожнут!”
А “мертвая вера”, к сожалению… есть повсюду. сколько угодно, просто повсюду. Кстати, известнейшая и очень изучаемая, еще тысячу лет назад написанная книга “Ховот а-левавот” – “Обязанность сердец” (которую мне довелось переести) – как раз одна из попыток “оживить веру” – собственно, сделать ее настоящей. И какие же они разные – эти примеры “мертвой веры”! Тут и наши “кипоносцы”, о которых я писал недавно в послании от 19.12.13, и вроде бы совсем-совсем другие… От исламских фанатиков вплоть до футбольных фанатов, не нуждающиеся ни в каких доказательствах для оправдания своих пристрастий (надо же, кого я здесь рядом поставил!) Собственно, всякий фанатизм – он и есть мертвечина.
И вся еврейская история – это воистину наша живая история, вплоть до трагедии. И вот лишь один пример, как раз на тему нынешних недельных глав – грех золотого тельца – почти сразу после получения Торы у горы Синай (и сам грех ведь тоже у горы Синай)!!! Величайший спад – да что там спад, провал! – сразу же после величайшего подъема! Не зря же так ухватились за него – именно за этот грех – наши конкуренты на положение “избранного народа” – христиане, но особенно – мусульмане! У них же все на этом построено! И мы согласны с ними в том, что – да – был провал, огромный и страшный… Иудаизм ничего не скрывает! Но дальше – кончается консенсунс и начинается великий, до сегодняшнего дня, спор: остались ли мы, евреи, несмотря ни на что, избранным народом, – или звание это было передано другим?
На этом сегодня – точка. Большой привет Дане и Ури! Пока!